Актуальные события

18.03.2021
● 18 марта отмечается День воссоединения Крыма с Россией.



«Манифест Великой Императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России, 1783 год, 8 апреля»

Ф. 1329. Оп. 1. Д. 153. Л. 294–296-а

 

18 марта в Российской Федерации отмечается День воссоединения Крыма с Россией. На территории Республики Крым этот день является праздничным и выходным.

Именно 18 марта 2014 года Крым с городом Севастополем, которые до этого входили в состав Украины, официально вошли в состав Российской Федерации. Присоединение, а точнее возвращение этих территорий в состав России, было зафиксировано межгосударственным договором, подписанным в этот день в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве главами России и Республики Крым. Причем, согласно данному документу Республика Крым и город Севастополь были не просто приняты в состав РФ, но и стали ее новыми субъектами. 

Самая достоверная и объективная информация о том, при каких обстоятельствах и когда Крым стал российским, содержится в исторических документах, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива.

Во второй половине XVIII века стало очевидным, что решение крымского вопроса становится для России приоритетным. В царствование императрицы Екатерины II сложилась такая внешнеполитическая ситуация, при которой оказалось возможным не только провозглашение независимости Крымского ханства от Османской империи, но и присоединение его к России. Известно, что в этом колоссальная заслуга сподвижника и, по сути, соправителя государыни Екатерины II Григория Александровича Потёмкина.

Немного в отечественной истории найдётся людей, чьи деяния могут сравниться с заслугами этого замечательного государственного и военного деятеля. Их невозможно переоценить, особенно если вспомнить о его деятельности, в части касающейся присоединения к нашей державе Причерноморских и Крымских земель.

В декабре 1782 года Г. А. Потёмкин обратился к государыне Екатерине II с меморандумом, в котором наряду с прочими были воистину пророческие слова: «…Поверьте, что Вы сим приобретением (имеется в виду Крым — С. Ч.) бессмертную славу получите и такую, какой ни один государь в России ещё не имел. Сия слава проложит дорогу ещё к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Чёрном море…»[1]. Воистину пророческие слова — ни убавить, ни прибавить…

 Среди документов екатерининской эпохи, хранящихся в РГИА и относящихся к Крымской проблематике, особое место занимает «Манифест Великой Императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани (так в тексте — С. Ч.) с всея Кубанской стороны к России, 1783 год, 8 апреля».

Вот его краткое, с некоторыми изъятиями, содержание:

«В прошедшую с Портой Оттоманской войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках Наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую, чтобы удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россией и Портою в прежнем Татар состоянии.

Не достигли Мы однако в пределах той части Империи Нашей тишины и безопасности, кои долженствовали быть плодами сего постановления. Татары, преклоняясь на чужие внушения, тотчас стали действовать вопреки собственному благу, от Нас им дарованному.

… В таковых обстоятельствах принуждены Мы были для сохранения здания, Нами воздвигнутого, одного из лучших Наших от войны приобретения, принять благонамеренных Татар в Наше покровительство…

Поднявшийся в прошлом году новый мятеж, коего истинные начала от Нас не скрыты, принудил Нас опять к полному вооружению и к новому отряду войск Наших в Крым и на Кубанскую сторону, кои там доныне остаются: ибо без них не могли бы существовать мир, тишина и устройство посреди Татар, когда деятельное многих лет испытание всячески уже доказывает, что как прежнее их подчинение Порте было поводом к остуде и распрям между обеими Державами, так и преобразование их в вольную область, при неспособности их к вкушению плодов таковой свободы, служит ко всегдашним для Нас беспокойствам, убыткам и утруждению войск Наших.

Свету известно, что имея со стороны Нашей столь справедливые причины не один раз вводить войска Наши в Татарскую область, доколе интересы Государства Нашего могли согласовать с надеждою лучшего, не присвоили Мы там себе начальства, ниже отомстили или наказали Татар, действовавших неприятельски против воинства Нашего...

Но ныне, когда с одной стороны приемлем в уважение употреблённые до сего времени на Татар и для Татар знатные издержки,… не включая тут потерю людей, которая выше всякой денежной оценки; с другой же, когда известно Нам учинилось, что Порта Оттоманская начинает исправлять верховную власть на землях Татарских…, то поступок сей уничтожает прежние Наши взаимные обязательства о вольности и независимости Татарских народов;… и для того, по долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между Империями Всероссийскою и Оттоманскою заключённый, который Мы навсегда сохранить искренне желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону.

Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую их бытия перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно… напротив чего от благодарности новых Наших подданных требуем и ожидаем Мы, что они в счастливом своём превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностью, усердием и благонравием уподобиться древним Нашим подданным и заслуживать наравне с ними Нашу милость и щедроту.

Дан в престольном Нашем граде Святого Петра, апреля 8 дня от Рождества Христова 1783, а государствования Нашего в двадцать первое лето» [2].

 Это, безусловно, один из самых замечательных и известных документов, отражающих итоги плодотворной деятельности Г. А. Потёмкина и прочих наших соотечественников в Северном Причерноморье и Крыму.

Помимо этого судьбоносного для России исторического источника в архиве отложился ещё целый ряд любопытных и ценных документальных свидетельств деятельности российских властей по укреплению военных, экономических и политических позиций нашего государства в крымских и причерноморских землях.

 [1] Лопатин В. С. Потёмкин и Суворов. М., 1992. С. 66

[2] Ф. 1329. Оп. 1. Д. 153. Л. 294–296-а